Об А.Дж. Тойнби принято говорить как об авторе самой масштабной цивилизационной теории и одном из наиболее плодовитых мыслителей-гуманитариев ХХ века: он оставил после себя 12 томов «Постижения истории» (а также сокращенное изложение этого труда в двух- и однотомном вариантах), 24 тома годовых обзоров международной политики, несколько десятков монографий, сборников статей и эссе, мемуаров, травелогов и множество других произведений.
Но особое место в его наследии принадлежит России. Можно уверенно сказать: Тойнби в полной мере стал самим собой, а не продолжателем Г. Риккерта, Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера именно в тот момент, когда соприкоснулся с конкретикой русской истории. Она поставила мыслителя в тупик своей парадоксальностью и заставила искать выход за пределы устоявшейся схемы членения истории на локальные цивилизации.
Однако каким образом формировались представления мыслителя об истории и культуре России, откуда он черпал информацию о нашей стране? Была ли она исключительно книжной или в его окружении были люди, прямо или косвенно связанные с Россией?
В докладе заведующего кафедрой отечественной истории Средних веков и Нового времени Института истории и международных отношений ЮФУ, кандидата исторических наук, доцента Андрея Витальевича Кореневского будет предпринята попытка найти ответы на эти вопросы.