С 31 июля по 6 августа 2023 года на площадке Спасо-Елеазаровского монастыря в Псковской области по инициативе Южного федерального университета прошла летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима: пять веков русской метафизики власти». По результатам школы слушатели не только расширили свои знания о концепции старца Филофея, но и подготовили проектные инициативы в научно-просветительском, медийном и реставрационном направлении. Слушатели и преподаватели высоко оценили академическую среду летней школы. Представляем вашему вниманию рефлексию доктора исторических наук, профессора Михаила Владимировича Дмитриева, профессора кафедры истории южных и западных славян, руководитель Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ, главного научного сотрудника Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
***
Задуманная Андреем Витальевичем Кореневским и проведенная им, как руководителем этого проекта, и коллегами из Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова Летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима» – отрадное и важное явление в нашей университетской жизни, во-первых, потому, что образования мало не бывает, и Школа дала студентам прекрасный шанс и потренироваться в профессиональной деятельности (исторический, филологический, культурологический анализ и архитектурная деятельность), и расширить горизонты знаний.
Во-вторых, в центре всех занятий была та культурно-религиозная традиция, из которой выросла высокая культура России – традиция византийского христианства. И дело не просто в преемственности между Русью, Россией и Византией, а в том, что речь шла о связях российского исторического опыта с опытом «большой Европы» (Европы от Урала до Атлантики, от Кавказа до Хибин). Но что-то делало Россию и иным – по сравнению с Западом – миром. Представление о Русском государстве как Третьем Риме, о Москве как столице новой Византии – это лишь одна из линий, которая вела Русь по особому пути, так, что она становилась и своей, и не-своей для Запада. Одновременно это та линия, которая вызывает массу затруднений в построении нашей собственной исторической памяти, и участники Школы в очень живых дискуссиях разбирались с ложным и истинным в понимании идентичности, то есть осмыслении своеобразия России. Этому послужили семинары и лекции, посвященные «теням» Третьего Рима в русской литературе, в идейных баталиях XIX - XX вв., в современной медиасфере и норовящей закабалить нас Сети – всему тому, через что мы могли бы понять, чем же была средневековая Русь «на самом деле» - в облике и опыте замечательной Псковской городской республики, подобной Венеции, Дубровнику, городам немецкой Ганзы и городам-коммунам Северной Италии…
В-третьих, «поиски Третьего Рима» - это лишь часть поисков в области сходств и различий между Русью и остальным миром, европейским и не-европейским. Рядом с «Третьим Римом», с Византией прочерчены и линии, которые ведут от христианской эсхатологии – к пониманию смысла и истории в целом, и жизни и смерти каждого отдельного человека; от толкования Библии – к научно-рациональному и художественному познанию мира; от антропологии – к тому пониманию добра и зла, свободы и неволи, достоинства и низости, красоты и безобразия, какое присуще русской культуре; от понимания связей государства и Церкви – к национальному, интернациональному и имперскому; от религиозной социологии – к тому, каким видится справедливое общество, равенство и неравенство, порядок и анархия… Всё это – не формулы речи и не упражнения в элоквенции. Это вопросы, к которым жизненно необходимо постоянно обращаться в нашей университетской практике.
Отсюда и вывод-предложение. Во-первых, проводить ежегодные школы, посвященные именно этой громадной и «классической» проблематике – проблематике цивилизационных связей между Русью и Византией; Русью и Западом; Русью и Востоком. Во-вторых, превратить эту проблематику в предмет межуниверситетских онлайн-курсов, которые объединили бы студентов и преподавателей Ростова, Пскова, Москвы, Петербурга, других городов. Начать можно уже осенью 2023 года. В-третьих, создать, пополнять, развивать учебно-научный сайт, который и был бы назван «В поисках Третьего Рима: Русь – Византия – Европа – МИР».
М.В. Дмитриев (МГУ; ВШЭ)
***
Задуманная Андреем Витальевичем Кореневским и проведенная им, как руководителем этого проекта, и коллегами из Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова Летняя гуманитарная школа «В поисках Третьего Рима» – отрадное и важное явление в нашей университетской жизни, во-первых, потому, что образования мало не бывает, и Школа дала студентам прекрасный шанс и потренироваться в профессиональной деятельности (исторический, филологический, культурологический анализ и архитектурная деятельность), и расширить горизонты знаний.
Во-вторых, в центре всех занятий была та культурно-религиозная традиция, из которой выросла высокая культура России – традиция византийского христианства. И дело не просто в преемственности между Русью, Россией и Византией, а в том, что речь шла о связях российского исторического опыта с опытом «большой Европы» (Европы от Урала до Атлантики, от Кавказа до Хибин). Но что-то делало Россию и иным – по сравнению с Западом – миром. Представление о Русском государстве как Третьем Риме, о Москве как столице новой Византии – это лишь одна из линий, которая вела Русь по особому пути, так, что она становилась и своей, и не-своей для Запада. Одновременно это та линия, которая вызывает массу затруднений в построении нашей собственной исторической памяти, и участники Школы в очень живых дискуссиях разбирались с ложным и истинным в понимании идентичности, то есть осмыслении своеобразия России. Этому послужили семинары и лекции, посвященные «теням» Третьего Рима в русской литературе, в идейных баталиях XIX - XX вв., в современной медиасфере и норовящей закабалить нас Сети – всему тому, через что мы могли бы понять, чем же была средневековая Русь «на самом деле» - в облике и опыте замечательной Псковской городской республики, подобной Венеции, Дубровнику, городам немецкой Ганзы и городам-коммунам Северной Италии…
В-третьих, «поиски Третьего Рима» - это лишь часть поисков в области сходств и различий между Русью и остальным миром, европейским и не-европейским. Рядом с «Третьим Римом», с Византией прочерчены и линии, которые ведут от христианской эсхатологии – к пониманию смысла и истории в целом, и жизни и смерти каждого отдельного человека; от толкования Библии – к научно-рациональному и художественному познанию мира; от антропологии – к тому пониманию добра и зла, свободы и неволи, достоинства и низости, красоты и безобразия, какое присуще русской культуре; от понимания связей государства и Церкви – к национальному, интернациональному и имперскому; от религиозной социологии – к тому, каким видится справедливое общество, равенство и неравенство, порядок и анархия… Всё это – не формулы речи и не упражнения в элоквенции. Это вопросы, к которым жизненно необходимо постоянно обращаться в нашей университетской практике.
Отсюда и вывод-предложение. Во-первых, проводить ежегодные школы, посвященные именно этой громадной и «классической» проблематике – проблематике цивилизационных связей между Русью и Византией; Русью и Западом; Русью и Востоком. Во-вторых, превратить эту проблематику в предмет межуниверситетских онлайн-курсов, которые объединили бы студентов и преподавателей Ростова, Пскова, Москвы, Петербурга, других городов. Начать можно уже осенью 2023 года. В-третьих, создать, пополнять, развивать учебно-научный сайт, который и был бы назван «В поисках Третьего Рима: Русь – Византия – Европа – МИР».
М.В. Дмитриев (МГУ; ВШЭ)